Эссе «На языке художника»

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rat­ing 4.96 (177 Votes)
Эссе «На языке художника» 5.0 out of 5 based on 177 votes

logo

Для рассказа о работе логопеда точнее всего подходит описание процесса рисования и использование слов из лексикона художника.

Формирующаяся речь ребёнка напоминает чистый лист бумаги, на котором постепенно вырисовывается определённая речевая «картина». Сначала проступают первые «точки» гуления и «линии» лепета, позднее возникает «картинка» из слов и предложений. У каждого малыша появившаяся речевая «картинка» индивидуальна.

Если появление речи запаздывает и на речевой «картине» едва заметны «абрисы» (контуры) слов, то необходима встреча с детским логопедом.

Обследуя речь ребёнка, детский логопед изучает «композицию» его речевой «картины». Он выявляет недостающие элементы (трудности формирования речевого высказывания, узость активного словаря, наличие грамматических ошибок, несовершенство речевого слуха, нарушение ориентировки в пространстве и времени и т.д.), искажённые «пропорции» (несоответствие уровня речевого развития возрасту ребёнка) или нечёткие «линии» и блёклые «краски» (монотонность интонаций, скованность артикуляционных и мимических движений, слабость воздушной струи, неловкость движений пальцев рук и тела).

На консультации логопед выполняет «эскиз» предстоящей работы: продумывает варианты будущих «композиций» с учётом нарушения речи  или уровня речевого развития, индивидуальных психологических возрастных особенностей ребёнка и характера доминирующей деятельности  (игровой или учебной).

На логопедических занятиях, планируя свою работу, детский логопед компонует элементы речевой «картины», сохраняя баланс «центра композиции» и остальных «деталей» (корректирует речевые и сопутствующие неречевые компоненты).

Каждый логопедический «сеанс» – это постепенное нанесение новых «штрихов» (речевых упражнений) на «этюд», что способствует проработке как «деталей», так и всей «формы» речевой «картины».

Логопед выбирает необходимые приёмы для раскрытия «сюжета»: предлагает разнообразные демонстрационные материалы, увлекает словесными играми и упражнениями, использует приёмы логоритмики, вводит в занятие элементы театрализации и сказкотерапии и др.

Он применяет всю цветовую «палитру»: выполняет логопедический массаж, предлагает ребёнку освоить голосовую, дыхательную, мимическую и артикуляционную гимнастику, учит внимательно слушать, правильно и связно говорить, отрабатывает пальчиковые и кинезиологические упражнения и др.

Логопед находит нужные «оттенки» (подбирает определённые виды заданий, необходимые для данного этапа работы), делая речевую «картину» более выразительной.

На первых порах логопед изучает «почерк» мастеров и «копирует с оригинала», систематически тренируя свои профессиональные навыки. С годами приходит мастерство в результате накопленного опыта, отдаётся предпочтение работе с конкретными речевыми нарушениями или с определённой возрастной группой детей.

У хорошего логопеда, как и у художника, вырабатывается своя «техника» и создаётся свой уникальный стиль работы.

Таким образом, хороший логопед в душе художник, так как творческий подход помогает находить новые «краски» и решения для изменения речевого «пейзажа» ребёнка и из «этюда» превратить речь ребёнка в законченную «картину».