Игры с логовеером для развития фонематического слуха

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rat­ing 4.97 (91 Votes)
Игры с логовеером для развития фонематического слуха5.0 out of 5 based on 91 votes

Цели: Развитие фонематического восприятия, формирование звукового анализа слов, профилактика дисграфии.

Оборудование: логовеер, картинки, многоразовые наклейки.

Игра №1

логовеер-2

Ход игры: Логопед раскрывает веер и предлагает ребёнку выполнить задание по определению расположения выделяемого звука в слове, объяснив, что первая пластина веера предназначена для картинок с выделяемым звуком в начале слова, вторая — в середине, а третья — в конце слова. Необходимо выбрать многоразовые наклейки и приклеить в столбик на пластины веера в соответствии с заданием.

Пример: Выбираем картинки со словами со звуком «с» в конце слова, например, ананас, автобус, абрикос.

 

  

 

 

Игра №2

логовеер-1Ход игры: Эта игра проводится на этапе дифференциации (различения) звуков. Логопед подбирает серии из 4 картинок, в названиях которых встречаются оппозиционные звуки: глухие и звонкие (вата, фото, ванна, вагон), твердые и мягкие (лев, улитка, лягушка, осёл), «Р-Л» (рог, рама, лама, рыбак), «С-Ш» (соты, шея, шина, шкаф) и т.д. Ребёнок рассматривает картинки на веере, находит и называет слова с одинаковым звуком и убирает ту пластину веера со словом, в  котором этот звук отсутствует.

Пример: Убираем пластину веера со словом «осёл», так как в этом слове звук «л» твёрдый, а в остальных (лев, улитка, лягушка) — мягкий.

 

 

 

 

 

Вариант игры №2.

Ход игры: В кармашках веера расставлена серия картинок со словами с оппозиционными звуками (твёрдые –мягкие звуки, глухие– звонкие, «р-л», «рь-ль», «с-ш», «з-ж», и т.д.). Логопед называет картинку, а ребёнок находит картинку и называет слово, отличающееся одним звуком, и складывает парами пластины веера. 
Пример: Различаем слова со звуками «Р-Л» : Лак, игра, рак, рожки, игла, ложки. Складываем парами пластины веера со словами: Рак– лак, игра– игла, рожки-ложки.

 

Игра №3

логовеер-3Ход игры: Логопед предлагает ребёнку назвать две картинки и звук, которым отличаются предложенные слова. Затем ребёнок расставляет картинки в соответствии с предложенным вариантом последовательности слов, убирая или добавляя звук в конце или в начале слова, складывает или раскладывает веер. Аналогичное задание можно выполнить с двустишиями, находя в тексте слова, отличающиеся одним звуком, и расставляя картинки.

Словарный материал: овраг-враг, бур-буря, пол-поле, рука-рукав, лис-лист, пар-парк, рак-фрак, лещ-клещ, роза-гроза, лён-клён, оси-лоси, мель-шмель, омар-комар, пион-шпион.

Двустишия:

  • В свою норку старый лис притащил лисятам лист.
  • Как-то раз отшельник–рак приобрёл для свадьбы фрак.
  • Сигнал провала дал шпион, взяв в руку розовый пион.

Игра №4

логовеер-5

 Ход игры: Логопед читает стишок и называет слово, предназначенное для звукового анализа, а ребёнок вставляет в кармашек веера соответствующую картинку. Затем логопед предлагает ребёнку убрать первый звук в слове, найти следующую картинку и назвать исчезнувший звук.

  • В столовой «Победа», после обеда, случилась беда — пропала еда. -«Ты её съел?» — «Да!» (Детская шутка).
  • На опере «Аида» сидела в ложе Ида, спросив «Пойдёте на балет?», я вдруг услышал «Да!» в ответ.
  • Озорная пчёлка, растрёпанная чёлка, кружилась и жужжала: «Какая колючая ёлка!».

 

 

 

Игра №5

логовеер-5

Ход игры: Логопед предлагает определить последний звук в слове и убрать его. Затем просит назвать получившееся слово и расставить картинки в кармашки веера.

Словарный материал:

Моряки-моряк-моря.

Рукава-рукав-рука.

Парики-парик-пари-пар-па.

Мысль-мыс-мы.

Бобры-бобр-боб.

 

 

 

 

Игра №6

логовеер-6Ход игры: На первой и четвёртой пластине веера расставлены картинки. Логопед предлагает ребёнку восстановить последовательность слов путём замены одного из звуков на другой и вставить картинки с этими словами в пустые кармашки.

Сок-сук-бук-бак.

Рита-рота-роза-коза.

Вода-мода-года-гора.

Коса-роса-рога-роза.

Куча-туча-туша-суша.

Кран-краб-граб-гриб.

Почки-пучки-тучки-точки.

 

В предложенных играх необходимо обращать внимание ребёнка на то, что замена или изменение количества звуков меняет значение слова. Игры на преобразование слов относятся к разряду занимательных и в то же время сложных, не только вызывают интерес к «загадкам» слов, но и поддерживают желание учиться.