О развитии мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rat­ing 4.88 (50 Votes)
О развитии мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи4.9 out of 5 based on 50 votes

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие, стимулируют процесс речевого развития ребенка. Исследования физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Например, работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Ребенок должен уметь показывать возраст пальцами Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан такой метод: ребенка просят показать один палец, два пальца и три. Дети, у которых получаются изолированные движения пальцев — способны говорить. Если движения пальцев напряженные, они сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то такие дети плохо говорящие или не способные говорить. Пока не будет достигнута свобода движения пальцев, развития речи и, как следствие, мышления добиться не получится. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие речи ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что тоже немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Формирование речи ребенка начинается с момента достижения достаточной точности движения пальцев на руках. Развитие моторики пальцев подготавливает основу для последующего формирования речи. Так как между речевой и моторной деятельностью существует тесная связь и зависимость, то особое внимание следует уделить тренировкам пальцев при наличии у ребенка речевого дефекта.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук.