Причины речевых нарушений

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rat­ing 4.79 (79 Votes)
Причины речевых нарушений4.8 out of 5 based on 79 votes

При ответе на этот вопрос надо учитывать следующие факторы:

  • Внутренние причины: речь, являясь функцией мозга, может страдать при неблагоприятных воздействиях на растущий мозг. 
  • Внешние причины: речь формируется при наличии речевой среды.

Сроки воздействия делятся на периоды беременности, родов (пре– и перинатальные) и младенческий и детский возраст (постнатальные). Момент воздействия неблагоприятного фактора имеет большее значение, чем его локализация. Но еще большее влияние оказывает сила неблагоприятного фактора и широта поражения. Надо учитывать наличие критических периодов развития (рождение, 1 год, 3 года, 5 лет,7 лет, 910 лет, 1214лет), которые указывают, с одной стороны, на уязвимость нервной системы ребенка, а с другой стороны, на наличие больших компенсаторных возможностей вследствие пластичности нервной системы. До 8 года жизни недоминантное полушарие может взять на себя компенсацию определенных функций. Учитывая тот факт, что нервные клетки заканчивают свое деление после 22 недели беременности, становится очевидным, что повреждения на ранних сроках беременности имеют более серьезные последствия. Синапсы и дендриты (отростки нервных клеток) растут длительное время. Дифференциация нервных клеток проходит до 5 лет. Миелинизация (образование оболочки) нервных волокон, необходимая для скоростного проведения нервного импульса, в разных зонах мозга происходит неравномерно (до 1215 лет).

Если мы говорим о внутренних причинах, приводящих к речевым нарушениям, и, приходящихся на период беременности, то к негативным факторам риска относятся:

  • наследственные факторы,
  • развитие фетоплацентарной недостаточности,
  • воздействия в виде ухудшения качества окружающей среды: воздуха, воды, нарушения питания.

Вредное воздействие этих факторов приводит к внутриутробной гипоксии плода. 

Период родов могут осложнить следующие факторы:

  • раннее излитие вод,
  • длительный безводный период,
  • преждевременные роды,
  • быстрые или затяжные роды,
  • кесарево сечение,
  • асфиксия,
  • родовые травмы и др.

Возникающие в младенческом, детском возрасте травмы, вирусные заболевания, частые соматические болезни, ведущие к ослаблению организма, также негативно сказываются на развитии ребенка и его речи.

К каким речевым нарушениям приводит комплекс этих факторов?

Причины появления заикания:

  • наследственный фактор,
  • вредные воздействия в период беременности, родов и другие (от появления невротических реакций в детском возрасте, родительских ошибок в воспитании до эмоциональных стрессов).

Причины появления нарушений голоса:

  • хронические ларингиты,
  • парезы или параличи гортани, вызванные травмой или инфекцией возвратного нерва.

Причины появления нарушений темпа речи:

  • ускоренный темп может иметь психогенную основу, быть вызван вредными воздействиями в период беременности.
  • замедленный темп речи может встречаться у флегматичных людей, но может наблюдаться и при некоторых психических заболеваниях (олигофрения, при последствиях менингоэнцефалита, опухолях, травмах головного мозга).

Причины, вызывающие открытую ринолалию:

  • генетические и биологические факторы (инфекции: грипп, токсоплазмоз, паротит, коревая краснуха, эндокринные заболевания матери, а также интоксикации, вызванные профессиональными вредностями и пагубными привычками).

78 неделя беременности – это критический период в этиологии данного заболевания.

Причины появления нарушений звукопроизношения:

  • раннее прекращение грудного вскармливания,
  • соматическая ослабленность ребенка в период формирования речи,
  • нарушение памяти и внимания,
  • нарушение фонематического слуха,
  • неправильное речевое поведение взрослых,
  • особенности строения речевого аппарата.

К внешним факторам, тормозящим и нарушающим речевое развитие, можно отнести:

  • недостатки в формировании системы «мать-дитя». Слуховые рецепторы в слуховом анализаторе начинают функционировать сразу после рождения. До половины 2 года жизни идет интенсивное образование условных рефлексов на речь. В этот период самую важную роль в становлении функции слуха и стимуляции речи играет голос матери. Психологическая неготовность к материнству, низкая эмоциональность матери, молчаливость напрямую может повлиять на формирование речи ребенка.
  • педагогическая запущенность ребенка,
  • социальная депривация ребенка (отсутствие объектов и мотива для речевого общения),
  • неблагоприятная речевая среда (снижение культуры речи и др.),
  • использование методик развития, не адекватных возрасту и уровню развития речи ребенка (раннее обучение школьным навыкам, относящимся к компетенции левого полушария, может внести хаос в формирование психических процессов, привести к школьной дезадаптации),
  • если ребенок имеет проблемы с формированием родного языка, нечетко произносит звуки, обучение иностранному языку лучше начать позднее.